Об академии

Николай Петров

Первый Президент Российской Академии искусств Николай Петров: «Российская Академия Искусств создавалась по инициативе выдающихся мастеров российского искусства — писателей, музыкантов, художников, артистов, режиссеров театра и кино, — чьи взгляды и приятие друг друга позволяли и позволяют им мирно и дружелюбно обсуждать насущные проблемы культурной жизни России. Время основания нашей Академии было временем разобщения российского общества, распада общественных и профессиональных союзов, но мы пошли на альянс вопреки духу эпохи, и конечно, не ради получения каких-либо преференций от государства. В этом смысле нам зачастую было трудно объяснить, зачем создается Российская Академия Искусств, на что она претендует, гораздо проще было объяснить, на что она не претендует.

Совершенно точно, что не было никаких планов по созданию некоего всеобъемлющего монстра, который бы намеревался подмять под себя творческие союзы. Почти так же в 1634 году появилась на свет Французская академия, учрежденная кардиналом Ришелье. Спустя год король Людовик XIII пожаловал патент на создание Академии, кардинал разработал устав, который регламентировал состав и порядок выборов членов. Причислить к когорте «бессмертных» могли только постоянное число членов Академии и только тех, кто «внес вклад в прославление Франции».

Нечто аналогичное произошло и с Российской Академией Искусств. Узнав об инициативе деятелей культуры, президент Борис Ельцин подписал Указ о создании «Государственной Российской Академии Искусств». Но на первом заседании было единогласно принято решение о том, что наша Академия должна быть общественной организацией и число ее членов должно быть постоянно. Что и произошло. Разумеется, мы делали нечто общее, что в целом можно обозначить как, простите за канцелярское слово, мероприятия. Они были достаточно крупными и весомыми. Считать ли это особым достижением?В определенной степени да. Однако одним из важнейших достижений Российской Академии Искусств хотелось бы назвать ту каждодневную работу, которую каждый из нас делал все эти годы. Наверное, нет нужды перечислять многочисленные замечательные снятые фильмы, сыгранные пьесы, исполненные концерты, нарисованные картины, написанные книги и проведенные творческие вечера.

За два десятилетия существования нового государственного образования Российской Федерации люди искусства не просто старались выживать в трудной рыночной обстановке, но и создавали культурный слой, почву, на которой, спустя годы и десятилетия будут расти новые творцы, сегодня молодые и начинающие юноши и девушки, а завтра степенные, увенчанные наградами и званиями мэтры.

Поскольку мы затронули вопрос об Академии «бессмертных» во Франции, то напомним о нескольких важных функциях той самой первой Французской академии. Таких кружков образованных людей, предпочитавших собираться в частном порядке для разговоров по душам, было немало. Но воспринимались они в глазах общественного мнения в качестве академий лишь в нескольких случаях. Важнейшим принципом была выборность членов, которые обладают огромным авторитетом в своей области — с ними сверяются. А быть принятым — означало получить признание от равных.

Дмитрий Иванович Менделеев в своем незаслуженно забытом труде «Какая же Академия нужна России?» рассуждал о принципах устройства Императорской Санкт-Петербургской академии наук, славной многими научными деяниями, но излишне забюрократизированной и в силу преференций, предоставляемых правительством, весьма привлекательной для высокопоставленных чиновников и родовитых дворян. Иначе говоря, тем самым размывался изначальный академический посыл — быть авторитетом для общества и для профессиональной среды. Нас тревожила опасность превратиться в некий кружок для «своих», куда бы принимались люди, исключительно лицеприятные основателям Российской Академии Искусств.

Поэтому, обращая внимание, безусловно, на моральный авторитет, взгляды и убеждения наших кандидатов, во внимание принималось сделанное ими на благо отечественной культуры. И не просто сделанное, но и получившее признание государства, всенародную любовь.

Все члены Российской Академии Искусств удостоены высших званий России, являясь народными артистами, народными художниками, лауреатами Государственных премий и другими не менее значимыми наградами.Истинная культура есть то, что рождается творцами, взращивается обществом, проверяется временем. Не претендуя на доминирующие позиции в определении жизни страны, все же заметим, что без Российской Академии Искусств наше Отечество будет неполным.

За каждым членом нашей Академии стоят не просто их творения, заслужившие почитание миллионов людей, но и сотни, тысячи учеников, целые школы и направления, формирующие культурный ландшафт России. Право, иногда полезно оглядываться на эти вершины, чтобы, выбирая свой путь в искусстве, свою дорогу, не заблудиться в чащобах пошлости, не дать засосать себя в болото чванства, не попасть в трясины мелочности и не сгореть в пламени алчности. Надеюсь, что Российская Академия Искусств послужит для многих спасительным маяком, что показывает в верном свете окру-жающий нас мир, чаще всего такой прекрасный и замечательный, в чем есть немалая заслуга и наших академиков, в числе которых, к сожалению, уже ушедшие, но горячо любимые и почитаемые всеми нами хореограф Игорь Моисеев, академик Дмитрий Лихачев, поэт и писатель Булат Окуджава, джазовый музыкант и дирижер Олег Лундстрем, балерина и педагог Екатерина Максимова, писатель Григорий Бакланов.»

ВСЕ Новые все

 

Календарь

Май 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031