ЛЕКЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Научный руководитель проекта Наталия Кузьмина
Приступая к лекционной деятельности, Российская Академия Искусств меньше всего рассчитывала на то, чтобы за относительно короткий срок представить слушателям всеобъемлющую картину развития мировой и отечественной культуры. Утопичность такого плана понятна, ведь сегодня в мире объем информации удваивается каждые 3-4 года. И воспитание образованного человека уже не сводится, как в эпоху Просвещения, к формированию из него энциклопедиста, ведущие университеты и институты нацеливают молодого человека на воспитание у него умений искать и получать знания, воспроизводить их заново, свободно пользоваться ими как в профессиональной среде, так и в общественной.
Вместе стем не будем обольщаться. Интернациональная масскультура — очень сильный и притягательный наркотик для современного человека. Сделанная по высоким технологиям с участием квалифицированных специалистов масскультурная продукция, конечно, является приземленной и примитивной, стандартизированной, по сути, отрывающейся от богатого опыта, накопленного человечеством, в лице его лучших представителей искусства. Одним из чрезвычайно негативных свойств масскуль-туры является ее сиюминутный характер, вне-историчность, отсутствие связей с почвой, национальными культурами. Конечно, мы и здесь можем увидеть иногда цитаты и перекрестные ссылки, но относятся они к аналогичным произведениям масскультуры, причем временной диапазон весьма узок — максимум он занимает несколько лет. То есть человека приучают к постоянной очистке памяти, забвению однажды увиденного или просмотренного для получения новой порции псевдоискусства.
Этот разрыв между традициями, эпохами, людьми мы попробовали заполнить в меру своих сил, предложив всем желающим прослушать специальный курс лекций, посвященный истории искусства. На приглашение Российской Академии Искусств откликнулись такие уважаемые и заслуженные ученые, как проректор по научной работе Института им. Сурикова, главный редактор журнала «Третьяковская галерея», действительный член Российской академии художеств, академик Александр Иванович Рожин и старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Любовь Владимировна Головина с циклом лекций «История мирового искусства конца XIX — начала XX века» от французского импрессионизма Моне, Ренуара, Пикассо до амазонок русского авангарда Любови Поповой, Ольги Розановой, Александры Экстер, Варвары Степановой, а также заместитель директора Всероссийского государственного музея декоративно-прикладного искусства, доцент кафедры всеобщей истории искусства Российского гуманитарного университета Елена Владимировна Долгих с циклами лекций «Художественные стили жилого интерьера и деко-ративно-прикладное искусство» от жилых интерьеров и художественных ремесел Древнего Египта, Греции, Древнего Рима до французских интерьеров модерна и стиля ар-деко, а также с циклом лекций «Хроники вещей: люстра, зеркало, камин, флакон для ароматов», французское искусство XV-XVI веков, Средневековье и Ренессанс в замках Луары и декоративно-прикладное искусство Англии. Эти лекции проводятся регулярно с 2007 года по настоящеге время. В планах Академии — включить в лекционный план лекции ведущего научного сотрудника Московского музея современного искусства, доцента Московского государственного института печати, члена Международной ассоциации искусствоведов Ирины Юрьевны Черемных «История мировой фотографии» и кандидата искусствоведения, директора Академического музыкального колледжа при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Владимира Петровича Демидова с лекциями «Музыкальное искусство».
Рассказ о культуре как просветительское и образовательное действие акцентирует слушателя на вопросах развития искусства в рамках единого и неразрывного исторического процесса. Искусство взращивалось обществом на протяжении веков, постоянно пребывая в творческих поисках, экспериментируя с формой и содержанием, но лишь со временем становилось ясно, какие ветви наливались сочной зеленью и поддерживали основной ствол, а какие усыхали за ненадобностью. Однако важно понимать, что эта последовательность стилей, направлений и школ носит органический, естественный характер, что отрицание новым старого не опровергает предыдущее само по себе. И равно никакое новое не может считаться приверженцами старого каким-то боковым отклонением от магистрального пути развития мировой или национальной культуры.
Приглашенные Российской Академией Искусств преподаватели сумели реализовать свои лекции на практике. Это было крайне увлекательное зрелище — следить, как наши уважаемые лекторы перебрасывали мостики от французских импрессионистов Моне и Ренуара к русским импрессионистам Серову и Коровину, чтобы потом рассказать, как на этой почве выросли мастера «Бубнового валета» Кончаловский, Машков и братья Бурлюки. И высшее удовольствие — следить за подробным объяснением исканий Малевича, изучившего и осмыслившего многовековой опыт изобразительного искусства, чтобы в конце концов взорвать мировое пространство своим «Черным квадратом».
Познание мировой культуры, осмысление многообразия школ, сталкивающихся друг с другом и перенимающих друг у друга приемы, символы и образы, не может не вызвать трепетный восторг перед огромным наследием нашей человеческой цивилизации. А воспитание через осознание этого богатства культурных ценностей делает человека насыщенным нравственными ценностями. Поиск красоты и высших духовных начал становится смыслом его жизни, без чего он уже слабо представляет свое существование как член современного общества и наследник достижений великого мирового искусства. Немецкий философ Иммануил Кант считал, что преодолеть природное начало, прийти к духовному, высшему смыслу помогает человеку искусство, великая сила красоты, которая одухотворяет жизнь человека. Российская Академия Искусств намерена продолжить свою лекционную деятельность, чтобы подтвердить истинность слов одного из выдающихся мыслителей всех времен и народов.