Алиханов Тигран Абрамович

Пианист, педагог Алиханов Тигран.

Алиханов Тигран Абрамович

Алиханов Тигран Абрамович

Академик Российской Академии Искусств.

Пианист, педагог.

Родился 22 января 1943 года.

В 1966 году окончил Московскую консерваторию

(класс профессора Л.Н. Оборина). Народный артист России.

Профессор. Лауреат Международного конкурса им. М. Лонг и Ж. Тибо в Париже.

Музыкант, профессор Московской государственной консерватории Тигран Алиханов широко известен как превосходный исполнитель как симфонической, так и камерной музыки. «Исполнительской манере Тиграна Алиханова свойственна серьезность, бережное отношение к авторскому замыслу, тембровое богатство фортепианного звучания», — отмечает его коллега пианист Николай Петров. А композитор Эдисон Денисов называл Тиграна Алиханова одним из лучших пианистов, с которыми ему доводилось работать, ответственным музыкантом и настоящим тружеником.

Думается, что эти качества он унаследовал от своего отца, известного физика, лауреата трех Государственных премий СССР и Героя Социалистического Труда. Но при всей своей погруженности в науку Абрам Исаакович был тонким ценителем искусства, дружил с композиторами Дмитрием Кабалевским, Арамом Хачатуряном, в его доме любил скрываться от суеты повседневности Дмитрий Шостакович. И когда в 1960-е годы разгорелся не самый умный спор «физиков» с «лириками», о несостоятельности и даже откровенной глупости такой классификации первым в печати заявил именно академик Абрам Алиханов.

Однако его сын, выбрав стезю музыканта, по сути, пошел в свою маму, солистку Московской филармонии, лауреата Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей Славу Соломоновну Рошаль. Только вместо скрипки любимым инструментом для него стало пианино. А первым и безмерно уважаемым учителем — друг семьи Алихановых, один из столпов русской фортепианной школы Лев Оборин. «Когда он начинал в классе или во время уроков дома что-то рассказывать, от этого невозможно было оторваться, — впоследствии вспоминал о своем педагоге Тигран Абрамович. — Когда он произносил свою определенную, точную характеристику, она была настолько точной, настолько емкой и образной, что вы запоминали ее на всю жизнь».

Музыкальные критики называют оборинский класс того времени на редкость богатым талантливыми студентами. Пробиться среди своих сокурсников, завоевать право на участие в международных конкурсах Тиграну Алиханову приходилось в жесткой конкуренции. И он достойно ее выдержал, после окончания Консерватории получив премию на Международном конкурсе имени Маргерит Лонг и Жака Тибо в Париже. С этого момента начинается концертная деятельность Тиграна Абрамовича, который уже тогда обнаруживал незаурядную виртуозную хватку, владение фортепианной колористикой.

Понимание важности поддержки молодых талантов, которым еще только приходится вступать во взрослую жизнь, Тигран Алиханов пронес сквозь годы. Ею он руководствовался, когда принимал участие в восстановлении симфонического оркестра Московской консерватории, где талантливая молодежь выступала с самыми известными, выдающимися российскими музыкантами. Молодые дирижеры, объяснял Тигран Абрамович, должны учиться на оркестре, а не «под два рояля и перед зеркалом». Вместе с ним активное участие в отборе кандидатов принимал дирижер Геннадий Рождественский. А в итоге получился замечательный оркестр, который стал успешно выступать на сцене Большого зала Консерватории, вошел в плоть и кровь концертной жизни.

Московской консерватории Тигран Алиханов отдал около сорока лет. Как заведующий кафедрой камерного ансамбля и квартета он воспитал не одно поколение достойных музыкантов.

Пианист, педагог Алиханов Тигран

Алиханов Тигран Абрамович

О его авторитете среди коллег можно судить по выборам ректора, когда он победил двух своих соперников с перевесом в 100 голосов. Тигран Абрамович сумел активизи-роватьтворческую энергию студентов, аспирантов и преподавателей. Прославленное учебное заведение качественно преобразилось. Заработал научный отдел, преобразовавший интернет-сайт в популярный портал, который ежедневно посещали 3500 человек. Создан научно-исследовательский центр «Наследие», открывший широкой публике малоизвестные архивные работы. Развернул свою деятельность Центр электроакустической музыки. Список ежегодных научных изданий Консерватории расширился до двадцати позиций. Все эти реформы были по достоинству оценены. Достаточно будет сказать, что уехавшие за рубеж преподаватели начали возвращаться в Московскую консерваторию.

Как ректор Тигран Алиханов видел свою главную задачу в том, чтобы сохранить достижения отечественного образования. «Консерватория является бастионом серьезного, глубокого искусства посреди засилья огромного количества низкопробных и убогих явлений в нашей культуре, — говорил он. — То, что мы имеем такие успехи и в области исполнительства, и в музыкальной науке, свидетельствует о жизнеспособности и правильной организации». Конечно, иногда Тиграну Абрамовичу приходилось заниматься и такими приземленными вещами, как поиски денег на ремонт зданий, но при этом он оставался пианистом, который хочет играть. По его словам, ректор, который превращается из творческой личности в чиновника, сильно роняет себя в глазах своих коллег, а этого допустить нельзя.

Алиханов Тигран

Тигран Алиханов с Людмилой Голуб и Эдисоном Денисовым

Любимым домом для Тиграна Алиханова много лет остается подмосковный академический поселок Мозжинка, что под Звенигородом. Здесь в детстве он любил бродить по Саввино-Сторо-жевскому монастырю. А с 1992 года в Мозжинке проходят фестивали камерной музыки, одним из организаторов которых стал Тигран Абрамович вместе с замечательным артистом виолончелистом Александром Рудиным и его оркестром Musica Viva. «В то время я был просто профессором Консерватории, — рассказывает Тигран Алиханов. — Когда стал исполнять функции ректора, решил продолжать это хорошее начинание». Динамичный в мышлении и действии, сегодня Тигран Абрамович готов помимо этого фестиваля организовать в Звенигороде и хоровой фестиваль.

 

ВСЕ Новые все

 

Календарь

Май 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031