Гаранян Георгий Арамович

Гаранян Георгий

Гаранян Георгий Арамович

Гаранян Георгий Арамович 15.08.1934- 11.01.2010

Академик Российской Академии Искусств.

Первым из джазовых музыкантов стал заслуженным артистом РСФСР, а затем народным артистом РФ. Лауреат Государственной премии России. Лауреат многих международных джазовых фестивалей — в Праге, Бомбее, Гаване, Варшаве, Финляндии, Израиле. Член Союза композиторов, член Союза кинематографистов, академик Киноакадемии «Ника». Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орденом Почета.

Гаранян Георгий

Гаранян Георгий Арамович

Георгий Гаранян — человек, без которого не обошлось ни одно значимое событие в советской и российской джазовой культуре. Его первой профессиональной работой стал оркестр Олега Лундстрема, русских выходцев из Шанхая, решивших вернуться на родину. Оркестру очень хотелось заполучить молодого и способного человека, поэтому дирекция открыла специально для него вакансию шестого саксофониста.

Спустя 45 лет ОлегЛундстрем передал Георгию Гараняну дирижерскую палочку. Круг замкнулся. Но для этого потребовались годы и годы.

Благодаря настойчивости и упорству Георгий Гаранян постоянно оказывался в нужное время в нужном месте — там, где его таланты и способности могли реализоваться со всей силой. Когда он возглавил ансамбль государственной фирмы грамзаписи «Мелодия», в очередь к Георгию Гараняну выстроились практически все советские композиторы, поскольку знали, что здесь им гарантирован успех. То же самое произошло во время работы Георгия Гараняна дирижером симфонического оркестра Комитета по кинематографии. Он записывал музыку к «Иронии судьбы», «Приключениям Буратино», «12 стульям». Делал аранжировки и сочинял музыку к «Покровским воротам», «Рецепту ее молодости», «Руанской деве по имени Пышка». Нельзя не вспомнить его замечательную работу с режиссером Евгением Гинзбургом, музыкальную феерию «Волшебный фонарь», получившую в Швейцарии премию за музыкальное оформление.

Гаранян Георгий

Гаранян Георгий Арамович

Удивительно, но при такой огромной занятости он везде успевал и умудрялся все попробовать. Он импровизировал, а со стороны казалось, что эта партитура была тщательно выверена и расписана заранее. Каждое новое дело добавляло оригинальную нотку в его сольную партию. Одним из его многочисленных мест служения стал Цирк на Цветном бульваре, куда джазмена пригласил Юрий Никулин. Георгий Гаранян и тут быстро разобрался в специфике циркового искусства, написав множество сочинений для представлений. А вместе с тем ему пришло очередное откровение. После Цветного бульвара, говорил Георгий Гаранян, я подумал, что джаз тоже не может обходиться без трюков. Если ты умеешь делать что-нибудь особенное, что-то невероятное, то, что не умеет делать другой музыкант, тебя за это начинают уважать — и это тоже в какой-то степени трюк, как в цирке.

Одним из таких особенных трюков для Георгия Арамовича стал Краснодарский биг-бенд, который он возглавил в 1998 году. Уже через три месяца, как отмечала пресса, выступление в Москве этого оркестра вызвало самый настоящий фурор. «По своему профессиональному уровню Краснодарский джаз — лучший за всю историю джаза в Советском Союзе и России», — отмечал авторитетный музыкальный критик Анатолий Агамиров. Но Георгий Гаранян не был бы самим собой, остановившись на достигнутом. В декабре 2006 года он приглашает выпускников Российской академии музыки имени Гнесиных в Биг-бенд Георгия Гараняна. И снова попал в точку! Музыканты оркестра раскрылись как яркие личности, виртуозы и импровизаторы.

Георгия Гараняна уважали от души. И не только как саксофониста и дирижера. Восхищение вызывали его человеческие качества, энергия без подавления, напор без манипулирования, амбициозность без тщеславия. Однажды в шутку друзья решили его поддеть: «Ну, Жора, ты же у нас звезда, можешь и покапризничать». Георгий Гаранян парировал: «Я — не звезда, я серьезный человек». Однако увидев в какой-то газете статью, где труд артиста назывался таким же обычным, как операция для врача, он страшно возмутился: «Если бы это была «обычная работа», не было бы ни хороших артистов, ни хороших врачей».

Необычность натуры Георгия Гараняна была не только в том, что он сам болел джазом. Его увлеченность и страстность передавалась другим. Зрители передачи «Джем-5» на телеканале «Культура» и слушатели программы «Джаз-клуб Георгия Гараняна» на «Радио России — Культура», ведущим которых был музыкант, пусть не всегда понимали нюансы и тонкости, известные знатокам, ведь главным была заинтересованная интонация, открытость и неравнодушие автора, знающего предмет своего повествования изнутри. Георгий Гаранян, удостоившийся во времена оные презрительной характеристики от советской прессы как «длинноволосый стиляга в утрированно узких брюках и экстравагантном пиджаке», заслужил в конце концов признание от российских журналистов как лучший пропагандист джазовой культуры в стране.

Разнообразная деятельность забирала у него много сил. Концерты иногда отнимали столько энергии, что не хватало сил на сочинение музыки. Георгий Гаранян не жаловался. Ведь в известной шутке «какая свадьба без баяна, какой концерт без Гараняна» доля правды была велика как никогда.

Календарь

Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031