Моисеев Игорь Александрович

Моисеев Игорь

Моисеев Игорь Александрович

Моисеев Игорь Александрович 21.01.1906-02.11.2007

Академик Российской Академии Искусств.

Хореограф, балетмейстер, артист балета, создатель и художественный руководитель Государственного академического ордена Дружбы народов ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева.

Народный артист СССР, народный артист РСФСР, народный артист Молдавской ССР, народный артист Киргизской ССР, народный артист Бурятской ССР, Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии, лауреат Государственных премий СССР и России. Награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов и «Знак Почета», орденом «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степени. Кавалер болгарского ордена «Святого Александра с короной», румынского ордена «Офицера культуры», польского ордена «Полония Реститула», югославского ордена «Братство и единство», монгольского ордена «Полярной звезды», венгерского ордена «Офицера культуры» I, II степени, ливанского ордена «Золотой кедр», монгольского ордена Сухэ-Батора, чехословацкого ордена «Белого Льва», Командорского креста ордена «Заслуги Республики Польша».

Моисеев Игорь

Моисеев Игорь Александрович

Хореограф, балетмейстер, признанный гуру народного танца Игорь Александрович Моисеев, основатель и художественный руководитель Государственного академического ордена Дружбы народов ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева. Однажды он сформулировал три заповеди, которым следовал всю свою сознательную жизнь. «Незаменимых нет» — первая заповедь. «У нас нет кордебалета, все — солисты» — вторая заповедь. И третья: «Ансамбль должен работать, несмотря ни на что». Последняя заповедь в полной мере относится и лично к самому Игорю Александровичу.

В балетную студию Игоря Моисеева привел отец, посчитавший, что сыну всегда в жизни пригодятся умения танцора — изящество поведения, осанка, манера держаться. Руководитель студии балерина Вера Ильинична Масолова быстро оценила потенциал юного ученика, отправив его в класс главного балетмейстера Большого театра Александра Горского. «Так я попал в школу Большого театра, затем в труппу, стал солистом, балетмейстером и понял: я в своей стихии», — вспоминал о том времени Игорь Александрович. Там он встретился с балетмейстером Касьяном Голейзовским, чьи новаторские опыты ошеломили его. Игорь Моисеев исполнял главную роль Иосифа во втором составе в конструктивистской постановке Голейзовского балета «Легенда об Иосифе». Однако верность балетмейстеру-экспериментатору стоила молодому танцору не просто карьеры в Большом театре, но и заставила его задуматься о поиске своего места в советской хореографии.

Моисеев Игорь

Моисеев Игорь Александрович

В перерывах между постановками на сценах московских театров Игорь Моисеев увлеченно изучает народные танцы. География его поездок — Кавказ, Белоруссия, Украина, где он собирает танцевальный фольклор. В 1936 году Игорь Александрович назначен заведующим хореографической частью Театра народного творчества, буквально через год он репетирует дебютную программу «Танцы народов СССР». С этого дня начинается отсчет восхождения к славе и успеху Государственного академического ансамбля народного танца. Ансамбль побывал более чем в шестидесяти странах мира. Сам Игорь Моисеев шутил, что из его жизни легче составить путеводитель, чем биографию. «Особенно мне запомнилась поездка в Сараево, — рассказывал он в одном из интервью. — На площади перед театром собрался весь город. Когда мы вышли из поезда, публика, раздвинувшись в обе стороны, стала бросать нам под ноги розы. Февраль, шел мокрый снег, мы поначалу поднимали цветы с земли, но поднять все было невозможно. И по ковру из роз мы прошли в театр. Как можно такое забыть?!»

Моисеев Игорь

Моисеев Игорь Александрович

За кулисами блистательных выступлений оставалась невидимая для зрителей огромная и кропотливая работа постановщика, авторитарного и властного, однако бесконечно уважаемого самими артистами. Во время репетиций Игорь Александрович внимательно наблюдал, делал замечания, а потом, хлопнув в ладоши, отбирал все самое «вкусное», эффектное, искусно подправлял найденное, оттачивал движения и выстраивал мизансцену так, что она становилась шедевром. Танцоры старались изо всех сил, отчаянно импровизируя, только чтобы он обратил внимание, вспоминает солистка его балета Лидия Шамина. Ансамблю в его жизни подчинялось все. Он и артистов любил или не любил, подходя с этой меркой — насколько ты ансамблю предан. За талантливого танцовщика, в котором души не чаял, мог и по высоким инстанциям пойти, случисьутого неприятность. Благодарности не ждал ни от кого никогда, но упрекнуть мог, ничего не забывал.

Исследователи отмечают, что Игорю Александровичу удалось создать новый зрелищный жанр — театр народного танца. Его программы и номера не устаревают со временем, смотрятся так, словно сочинены в наши дни.

Он ничего неупускал из виду. Когда в 1983 году ставил спектакль«Ночь на Лысой горе», вспомнил движение, которое видел на полтавской ярмарке шестилетним мальчишкой, все это время оно хранилось в его творческой копилке, пока не пригодилось. «Учусьу Пушкина, он обрабатывал сказки Арины Родионовны, — отвечал Игорь Моисеев на вопросы о секрете его творчества. — Я много лет занимаюсь фольклором, конечно, не только потому, что многообразие его проявлений дает возможность постановки различныхтанцевальных спектаклей. Танец, несомненно, будет находить все новые и новые формы, которые неизбежно будут соответствовать развитию человеческого сознания, человеческого опыта, человеческой морали. Народный танец нуждается в тщательном изучении. Мы не коллекционеры танца и не накалываем их, как бабочек, на булавку. Опираясь на народный опыт, мы стараемся расширить возможности танца, обогащая его режиссерской выдумкой, техникой танца, благодаря которой он еще ярче выражает себя. Короче говоря, мы подходим к народному танцу как к материалу для творчества, не скрывая своего авторства в каждом народном танце. Но наше творчество продолжается в природе самого народного танца».

Народный танец Игорь Моисеев видел как самый праздничный, жизнелюбивый вид искусства, «пластический портрет народа». Немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души. В его неистощимой сокровищнице много бесценныхжемчужин. В них отражены творческая сила народной фантазии, поэтичность и образность мысли, выразительность и пластичность формы, глубина и свежесть чувств. Это эмоциональная, поэтическая летопись народа, самобытно, образно, ярко рисующая историю событий и чувств, пережитых им. И в этом, замечал Игорь Александрович, его отличие от классического балета, рожденного рациональным умом.

ВСЕ Новые все

 

Календарь

Май 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031