Рязанов Эльдар Александрович

Рязанов Эльдар

Рязанов Эльдар Александрович

Рязанов Эльдар Александрович Академик Российской Академии Искусств.

Выдающийся российский и советский кинорежиссер, сценарист, актер, поэт. Народный артист СССР.

Лауреат Государственной премии СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, многократный лауреат Всесоюзных кинофестивалей. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II и III степени, орденом Трудового Красного Знамени (дважды), орденом Дружбы народов, орденом «Ключ дружбы», орденом Искусств и литературы (Франция), орденом Чести (Грузия).

Рязанов Эльдар

Рязанов Эльдар Александрович

Эльдар Александрович Рязанов родился 18 ноября 1927 года в Куйбышеве (ныне Самара). Во время войны семья оказалась в Нижнем Тагиле Из эвакуации Рязановы вернулись в Москву.

Выбор вуза определила случайная встреча с однокашником. Эльдар Рязанов поступил на режиссерский факультет ВГИКа в мастерскую Григория Михайловича Козинцева. Среди педагогов был и великий Сергей Михайлович Эйзенштейн, который увидел талант юного Рязанова и оказал на него огромное влияние.

В 1955 году Рязанов поступает на киностудию «Мосфильм». Он помогает Сергею Гурову снять фильм-ревю «Весенние голоса», после чего директор «Мосфильма» Иван Пырьев буквально заставляет его взяться за постановку новогодней музыкальной комедии «Карнавальная ночь», которая выходит в 1956 году. Картина стала подлинным триумфом Рязанова. Имя начинающего режиссера Эльдара Рязанова узнала вся страна. Трудно поверить, что он четыре раза отказывался от постановки картины, однако Пырьев все-таки настоял на своем. Второй фильм — «Девушка без адреса» — зрители тоже смотрели с удовольствием.

В создании фильма «Гусарская баллада» большую помощь Рязанову снова оказал Пырьев, добившийся разрешения на постановку и уговоривший Юрия Яковлева сниматься в роли поручика Ржевского. Самому Рязанову стоило огромныхусилий убедить киноначальство, что лучшая кандидатура на роль Кутузова — Игорь Ильинский, что фильм вовсе не искажает русскую историю, а романтизирует ее. Прекрасно справилась с главной ролью — Шурочки Азаровой студентка ГИТИСа Лариса Голубкина.

Рязанов Эльдар

Рязанов Эльдар Александрович

Безусловно, фильм «Берегись автомобиля», вышедший в 1966 году, стал этапным в творческой биографии как Эльдара Рязанова, так и драматурга Эмиля Брагинского. В этом удивительном фильме соседствуют трюковая комедия с комедией лирической, пародия с сатирой, мелодрама с детективом. Замечательная музыка Андрея Петрова, великолепные актеры — Евстигнеев, Папанов, Миронов, Ефремов, Аросева, Волчек и другие, создавшие целую галерею разноплановых, узнаваемых персонажей, — сделали фильм нестареющим. Вместе с Брагинским Рязанов пишет повести, а также пьесы, которые с успехом идут в театрах всей страны. Некоторые из них поставлены за рубежом. Эльдар Александрович переносит на экран сатирические повести «Зигзаг удачи» и «Старики-разбойники».

В 1969 году Рязанов и Брагинский написали пьесу «С легким паром!». Она с успехом шла во многих театрах страны. Эльдар Александрович решил поставить по пьесе фильм. Интеллигентная по манере картина «Ирония судьбы, или С легким паром!» стала любимой новогодней комедией россиян. Кроме того, она получила Государственную премию СССР.

В 1978 году на экран выходит сатирическая комедия «Гараж». Рязанов пригласил своих любимых актеров; их персонажи — научная интеллигенция, доктора и кандидаты наук — озабочены не высокими проблемами технического прогресса, а приобретением гаражей для личных автомобилей в эпоху тотального дефицита.

После «Гаража» Эльдар Рязанов совершил путешествие в прошлое. Так появился телефильм «О бедном гусаре замолвите слово…» по сценарию Григория Горина. «Мы поставили задачу, — рассказывает Рязанов, — воссоздать исторически верную обстановку, атмосферу, насытить ее деталями эпохи, одетой в костюмы массовкой, экипажами, всадниками, предметами быта, а потом забыть обо всем этом. Мы стремились отнестись к созданному так, будто это знакомая современность, и снимать только действие, то есть снимать как бы скрытой камерой».

Рязанов Эльдар

Рязанов Эльдар Александрович

В следующем фильме — «Вокзал для двоих» — действие происходит на вокзале городка Заступинска. В ресторанчике встречаются Платон (в исполнении Олега Басилашвили) — столичный музыкант, интеллигент, и Вера (в исполнении Людмилы Гурченко) — местная официантка. «Вокзал для двоих» — лирический камерный фильм, а драматургия строится по классической схеме: история начинается с бурной ссоры героев и заканчивается любовью.

«Жестокий романс» Эльдара Рязанова, поставленный по пьесе Александра Островского «Бесприданница», пользуется большим успехом по сей день.

Свой 60-летний юбилей Эльдар Рязанов, как и подобает режиссеру, встретил новым фильмом — «Забытая мелодия для флейты». Картина необычна по своей стилистике. Действие разворачивается в трех измерениях — реальном, воображаемом и потустороннем. Искрометная комедия переплетается с глубоко психологической драмой, а к финалу перерастает в трагедию.

Эльдар Александрович состоялся также и как писатель, и как драматург. У него опубликованы книги «Грустное лицо комедии, или…», «Зигзаг удачи» и «Смешные невеселые истории», (в соавторстве с Эмилем Брагинским) «Эти несерьезные, несерьезные фильмы», «Не-подведенные итоги», сборник стихов и новелл «Ностальгия» и другие.

Рязановым создано более двухсот авторских телевизионных программ. Наиболее популярные — циклы «Восемь девок, один я», «Белоснежка и семь гномов», «Разговоры на свежем воздухе». В многосерийной эпопее «Парижские тайны Эльдара Рязанова» он рассказал о жизни французских кинозвезд. 18 ноября 1998 года в посольстве Франции в Москве кинорежиссеру был вручен орден Почетного легиона.

Новое время — новые герои. В «Старых клячах» (2000) четыре женщины (Гурченко, Крючкова, Ахеджакова, Купченко), устав бомжевать, «наезжают» на крепость новых русских, осваивают искусство шантажа и промышленного шпионажа.

Эльдор Рязанов и Алиса Фрейндлих

Эльдор Рязанов и Алиса Фрейндлих

Еще одну комедию — «Тихие омуты» — Рязанов посвятил памяти Эмиля Брагинского, который не успел дописать свой последний сценарий. Фильм отличает неповторимый теплый юмор и лирический оптимизм. А прекрасные мелодии из архивов Микаэла Таривердиева переносят зрителя в счастливые и безмятежные времена «Иронии судьбы».

В 2002 году Рязанов закончил съемки фильма «Ключ от спальни». Это ироническая (и эротическая) комедия положений. В ней есть все, что так любит зритель: любовная неразбериха, неожиданности, остроумные диалоги, измены, страсти, дуэль и, конечно, счастливый финал. Эльдар Александрович снимал его с новым поколением актеров (Безруков, Фоменко, Маковецкий, Крюкова).

Рязанов не мыслит себя без работы. У него много идей. В начале 2004 года состоялась премьера его документального цикла «Поговорим о странностях любви», который посвящен личной жизни знаменитых людей прошлого — Эйнштейна, Герцена, Достоевского, Пастернака, Горького.