Савостюк Олег Михайлович

Савостюк Олег

Савостюк Олег Михайлович

Савостюк Олег Михайлович.

Академик Российской академии искусств. Родился 30 декабря 1927 года в Москве. Плакатист, живописец, акварелист, график.

В 1953 году окончил Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова (мастерская М.М. Черемных и Н.А. Пономарева).

Народный художник России, заслуженный деятель искусств Польши, почетный президент AIAP UNESKO, действительный член Академии художеств, профессор Государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова. Награжден серебряной медалью студии им. М.Б. Грекова.

Работы художника выставлялись во многих городах России — в Москве, Иркутске, Улан-Удэ, Воронеже, Пензе, Липецке, Екатеринбурге, Курске, а также за рубежом — в Варшаве, Софии, Париже, Будапеште, Кувейте, Швеции, США, на Кубе и во многих других странах. Картины Олега Савостюка находятся в Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музее Российской армии, Театральном музее им. А.А. Бахрушина, во многих крупных городах России, а также за рубежом — в Варшавском музее, в Софии, Лондоне, Италии, Тайбэе, Токио, в частных коллекциях России и других стран.

Глядя на картины и плакаты Олега Савостюка, трудно бывает представить себе, что их автор — один и тот же человек. Однако интересно, что эту двойственность за собой знает и сам художник. Причем не только знает, но и демонстративно выставляет напоказ. На его выставках можно увидеть два автопортрета. На первом перед нами — мастер в стильном плаще и шляпе с всезнающим, ироничным взглядом доктора Фауста. На втором — скорее это уже добродушный зажиточный русский крестьянин начала прошлого века. Две грани, между которыми бесконечное число смыслов, оттенков, тонов и красок. Попробуй разгадай, каков на самом деле народный (и не только по официальному званию) художник России Олег Михайлович Савостюк.

В 1947 году он поступил в Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова на отделение живописи. И практически сразу перевелся на отделение графики, попав в мастерскую одного из классиков советского агитационного искусства Михаила Черемных. К тому времени плакат утратил взрывной, авангардный пафос, свойственный работам мастеров жанра времен начала Октябрьской революции. Из бунтарского, опровергающего устои и представления буйства линий и красок, плакат превратился в своего рода иллюстрированное объявление, императивно рекомендующее советскому гражданину любить партию.

Отдадим должное Олегу Савостюку. На протяжении нескольких десятилетий он старается сохранить форму острого изобразительного выражения, пластического осмысления идей, что крайне важно для политического плаката. Будь то издательства «Изогиз», «Советский художник», «Советская Россия» или мастерская «Агитплакат» Союза художников СССР — во всех случаях Олег Михайлович ищет способы и возможности для того, чтобы вернуть плакату его прежнюю агитационную яркость, экспрессию формы и революционность содержания. И не будет преувеличением сказать, что Олегу Савостюку удалось радикально реформировать застывший было плакатный жанр. Он отдал дань памяти своему учителю Михаилу Черемных, когда на полотне «Художники революции» поместил его рядом с Сергеем Малютиным и Владимиром Маяковским. Позже, в 1985 году, Олег Михайлович создает портрет-икону Михаила Черемных. Но обе эти работы не просто стали знаком уважения ученика, это признание в любви всему авангардному российскому искусству, незаслуженно забытому в советские времена.

Дама с собачкой в праздничный день

«Дама с собачкой в праздничный день». 2009, холст, масло

Портрет Святослава Бэлзы

«Портрет Святослава Бэлзы». 2006, оргалит, масло

Париж. Нотр-Дам

«Париж. Нотр-Дам»

На счету Олега Савостюка многочисленные афиши к театральным спектаклям, где он наиболее явственно проявил свой талант мастера импровизаций и перевоплощений. Если собрать все эти работы Олега Михайловича и предложить оценить художникам различных направлений — классицистам, импрессионистам, супрематистам, — каждый бы нашел здесь нечто свое. Особенно плодотворным оказалось сотрудничество Олега Савостюка с Большим театром. Он нарисовал более 60 афиш для спектаклей и балетных постановок. «Золотой век» и «Болт» Дмитрия Шостаковича, «Кармен» Бизе-Щедрина, «Весна священная» Игоря Стравинского, опера «Война и мир», балеты «Гусарская баллада», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Иван Грозный», «Чайка», «Золотой век» — для всех художник смог подобрать яркий графический аналог, «Каждый плакат — это праздник, торжественный или карнавальный, изысканный или простонародный, печальный или веселый, комический или даже трагический, остроумный и благородный, — отмечал художник Владимир Перцев. — Это и красивое пятно на стене, «стреляющее» еще издали, и объект размышления, выражающий идею спектакля. Такихумных, красноречивых афиш я никогда не видывал».

Портрет Юрия Григоровича

«Портрет Юрия Григоровича». 2005, оргалит, масло

Париж и Роза

«Париж и Роза»

Олег Михайлович много путешествовал. Впечатления от поездок воплощались в картинах, которые демонстрировались на выставках в России и за рубежом. Париж, город, где ему довелось долго жить и работать, подарил более сотни достойных работ. Одну из них, «Снег в Париже», автор передал в дар давним друзьям из Воронежа — Художественному музею имени Крамского. Впрочем, работы Олега Савостюка давно уже разъехались по всему белому свету. Они есть в Третьяковской галерее, в Русском музее в Санкт-Петербурге, Театральном музее имени Бахрушина, Музее современного искусства в Варшаве, музеях и частных коллекциях США, Франции, Италии, Финляндии, Испании, Канады, Великобритании, Германии, Польши, Болгарии. Хотя для самого мастера особый трепет вызывают показы лишь на его родине. «Выставки у меня бывали в разных странах, — однажды признался Олег Михайлович. — Но, странное дело, там я не очень волновался. А всякий раз, когда устраивают показ в России, совсем иначе воспринимаю происходящее, волнуюсь ужасно!»

Париж. Сена

«Париж. Сена»

Народный художник и академик Олег Савостюк был и остается очень щедрым человеком. Он не стесняется личным авторитетом поддержать талантливую молодежь. Так, персональная выставка, посвященная 80-летию Олега Михайловича, прошедшая в Российской академии искусств, на треть состояла из работ его учеников. Он с 1962 года преподает в мастерской плаката Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова. Более тысячи учеников Олега Савостюка нашли свое место в искусстве и гордятся, что он был их учителем. И в этой отзывчивости — весь Олег Михайлович Савостюк.

ВСЕ Новые все

 

Календарь

Август 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031