Ширвиндт Александр Анатольевич

Ширвиндт Александр

Ширвиндт Александр Анатольевич

Ширвиндт Александр Анатольевич.

Академик Российской Академии Искусств.

Выдающийся советский и российский актер театра и кино, театральный режиссер и сценарист. Художественный руководитель Московского академического театра сатиры. Народный артист РСФСР (1989), лауреат второй премии на фестивале искусств «Театральная весна-74», лауреат премии «Золотой Остап». Награжден орденом Дружбы, орденом «За заслуги перед Отечеством» II и IV степени, почетным знаком «Общественное признание».

Александр Ширвиндт родился 19 июля 1934 года в Москве. Детство маленького Саши прошло в центре Москвы, в старом доме в Скатертном переулке, что у Никитских Ворот. Его мама, Раиса Самойловна, в молодости начинала как актриса МХАТа, а затем долгое время работала редактором в Московской филармонии. Отец был музыкантом, скрипачом, играл в оркестре Большого театра, затем преподавал в музыкальной школе.

Детские воспоминания Ширвиндта неразрывно связаны с театром. В доме родителей часто бывали выдающиеся деятели искусства, мастера сцены и эстрады: Владимир Яхонтов, Яков Флиер, Дмитрий Журавлев, Василий Качалов, Ростислав Плятт, Рина Зеленая, Леонид Утесов… Театр заполнял весь мир его детства, и неудивительно, что уже в школе Александр твердо решил, что станет актером. В 1952 году Александр Ширвиндт поступил в Театральное училище имени Б.В. Щукина на курс Веры Константиновны Львовой. Буквально с первых же дней своего пребывания в «Щуке» Ширвиндт зарекомендовал себя как одаренный ученик. В 1956 году Ширвиндт окончил училище с отличием и попал в труппу Театра-студии киноактера, а в 1957 году он был зачислен в штат киностудии «Мосфильм», где состоялся его дебют в кино: в комедии Семена Деревянского и Рафаила Сусловича «Она вас любит». В том же 1957 году Ширвиндт переходит в Театр имени Ленинского комсомола, на сцене которого дебютировал в роли белого офицера в спектакле по пьесе Всеволода Вишневского «Первая Конная», который поставил Б.Н. Норд. Потом были работы в спектаклях «Товарищи-романтики» Марка Соболя, «До свидания, мальчики!» Бориса Балтера, «Колесо счастья» братьев Тур, «Вам 22, старики!» Эдварда Радзинского, «Когда цветет акация» Николая Винникова, «Чемодан с наклейками» Дмитрия Угрюмова, «Центр нападения умрет на заре» Агустина Куссани, «О Лермонтове» Оскара Ремеза и Тамары Чеботаревской, «Святая Иоанна» Бернарда Шоу.

Однако основной успех молодому актеру принесли роли в спектаклях, поставленных Анатолием Эфросом. Это Тригорин в «Чайке» А.П. Чехова, Людовик в «Мольере» М.А. Булгакова, Гудериан в «Каждому свое» С.И. Алешина, Феликс в «104 страницах про любовь» и кинорежиссер Нечаев в «Снимается кино» Эдварада Радзинского.

В Театре на Малой Бронной, которым в то время руководил Анатолий Эфрос, Александр Ширвиндт проработал 2 года, где сыграл в спектаклях «Счастливые дни несчастливого человека» Алексея Арбузова, «Ромео и Джульетта» Анатолия Эфроса и других.

Еще в студенческие годы Александр Ширвиндт занялся «капустниками». Позднее, работая в Театре имени Ленинского комсомола, он совместно с другими актерами начал организовывать и проводить такого рода творческие собрания в Доме актера. На них Ширвиндт господствовал безраздельно, будучи и режиссером, и конферансье, и актером-исполнителем. Они имели грандиозный успех у зрителей: спектакли шли по два раза в день, но зал все равно не мог вместить всех желающих. Это был настоящий сатирический театр миниатюр, в котором высмеивались фальшь, показуха, головотяпство, невежество — все те пороки, на которые в то время не смели поднять руку профессиональные театры, кинематограф, литература, и когда любая, самая робкая критика немедленно расценивалась как клевета, попытка опорочить существующий строй. Каждая новая программа после премьеры в Москве обязательно показывалась в Ленинграде.

Эльдар Рязанов, Александр Ширвиндт, Петр Тодоровский

Эльдар Рязанов, Александр Ширвиндт, Петр Тодоровский

В Московском театре сатиры, куда Александр Ширвиндт пришел в 1970 году, он сыграл более 30 ролей, поставил немало спектаклей как режиссер, а в декабре 2000 года был назначен художественным руководителем этого прославленного театра.

С первых дней работы в Театре сатиры Александр Ширвиндт начал заниматься режиссурой. Совместно с Марком Захаровым поставил спектакль «Проснись и пой!» по пьесе Миклоша Дьярфаша.

Всего за время работы в Театре сатиры Александр Анатольевич поставил более 10 спектаклей, в том числе «Маленькие комедии большого дома» (совместно с Андреем Мироновым), «Недоросль», «Ее Превосходительство», «Страсти Черноморья», спектакль «Андрюша», написанный совместно с Аркадием Аркановым, «Слишком женатый таксист», «Швейк, или Гимн идиотизму» по

Ярославу Гашеку, «Женщины без границ» Юрия Полякова.

Премьера спектакля «Мольер» в постановке Юрия Еремина

Премьера спектакля «Мольер» в постановке Юрия Еремина

Александр Ширвиндт много и с успехом снимался в кино: председатель шахматного клуба в «Двенадцати стульях», «Спасите утопающего», «Еще раз про любовь», «Крах», «Какая у вас улыбка», «Небесные ласточки», «Инкогнито из Петербурга», «Мнимый больной»… Большой успех у зрителей имело неподражаемое трио Александр Ширвиндт — Андрей Миронов — Михаил Державин в искрометной комедии «Трое в лодке, не считая собаки».

Но главной ролью Ширвиндта на тот момент была, конечно же, роль одного из друзей Жени Лукашина в комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром». Именно она сделала Ширвиндта актером всесоюзного масштаба. Помимо «Иронии судьбы» Ширвиндт снялся еще в нескольких картинах Эльдара Рязанова. В «Вокзале для двоих» он сыграл Шурика, тапера в привокзальном ресторане, в драме «Забытая мелодия для флейты» — чиновника Мясоедова, в «Стариках-разбойниках» — референта министра.

Особенно плодотворно Александр Ширвиндт работал в кино в 80-е годы. Пожалуй, самой известной его работой была роль обаятельного афериста Леонидо Папагатто в сатирической комедии Всеволода Шиловского

«Миллион в брачной корзине».

Параллельно с работой в кино и театре Александр Ширвиндт занимается преподавательской деятельностью. С 1958 года он преподает в Высшем театральном училище имени Б.В. Щукина.

С 2000 года Александр Анатольевич успешно руководит Театром сатиры, ставит спектакли.

«Ширвиндт — это не просто фамилия, Ширвиндт — это явление, Ширвиндт — это диагноз», — говорят о нем друзья.

Как однажды заметил Марк Захаров, Александр Ширвиндт никогда не вмещался в рамки театральных или кинематографических профессий. Актер, писатель, преподаватель, режиссер и руководитель Театра сатиры, он остается обладателем уникальной профессии: «Он — Александр Ширвиндт. И этим все сказано!»

ВСЕ Новые все

 

Календарь

Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930