«Сорок бессмертных» в российской культуре.

Сергей Сиротин 16.11.2011, 17:56

Российская академия искусств.

Российская академия искусств.

 

«Мы пошли на альянс вопреки духу эпохи», – так заявляют крупнейшие деятели российского искусства – члены Российской академии искусств ХХ-XXI века. Коллективный портрет этого неформального объединения творческих личностей создает книга, презентация которой состоялась в Москве 15 ноября

Российская академия искусств действительно родилась вопреки духу времени. Это произошло в «лихие», как принято говорить, 1990-е годы – во времена разобщения, распада общественных и профессиональных союзов в России. Распалось нечто общее, и его нужно было снова найти… За примером художники, поэты, артисты, музыканты обратились к историческому прототипу: французской академии, учрежденной  в XVII веке кардиналом Ришелье. Ее основу составляло сообщество, известное  под названием «сорок бессмертных» (quarante immortels) – по количеству постоянных членов академии, составивших славу Франции.

Идея создания российской версии такого объединения принадлежала всемирно известному пианисту Николаю Петрову, к сожалению, ушедшему из жизни в августе этого года.  Он стал «новым Ришелье» для «сорока бессмертных» российского искусства. О них и рассказывает новое издание, которое, по мнению художника Евгения Зевина, тоже члена Академии, предназначено, прежде всего, для истории:

«Эта книга посвящена личностям, которые ныне являются членами Академии или которые были ими. Эти люди останутся в истории российской культуры навсегда. Издание мы делали заведомо раритетным – всего 400 экземпляров. Оно не продается. Часть разошлась по крупным библиотекам. А остальное – подарки».

Внушительный фолиант в золотой обложке, изданный на русском и английском языках, кому-то, вероятно, освежит память, а кому-то, может быть, впервые скажет о том, who is who в российской культуре. Книгу можно назвать и портретом эпохи, которую творили, в частности, писатель, поэт и бард Булат Окуджава, балерина Екатерина Максимова, дирижер и джазмен Олег Лундстрем, хореограф Игорь Моисеев. А сегодня этот список продолжают имена певицы Елены Образцовой, кинорежиссера Эльдара Рязанова. О каждом из них рассказывает отнюдь не сухая энциклопедическая статья, а живое эссе. Да и на фотографиях культовые личности предстают не только в своем главном качестве – на театральной сцене, за дирижерским пультом, у объектива кинокамеры –  но и в непринужденном общении, на дружеской вечеринке. Так что коллективный портрет людей, признанных достоянием России, получился совсем не парадным, а дружеским и очень живым.

Художник Олег Савостюк, например, вспоминал на презентации, как он создавал живописный портрет первого главы российских «академиков», пианиста Николая Петрова:

«Петров очень интересно позировал. Он приехал ко мне в мастерскую и выдержал всего две секунды! Больше позировать он не мог. Он поворачивался, рассказывал разные истории, о чем-то страдал, потом мы пили коньяк… Но я ухитрился все-таки дописать портрет при жизни музыканта. И последний наш разговор был об этой книге».

На обложке книги изображен стилизованный финикийский корабль. Финикийцы, как известно, были лучшими моряками своего времени.  Да и российский «корабль искусств» с таким «экипажем», какой представлен под обложкой, должен чувствовать себя абсолютно уверенно.

Комментарии запрещены.

ВСЕ Новые все

 

Календарь

Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031