Выставка к юбилею Олега Савостюка в Российской Академии искусств
30 ноября в Российской Академии искусств открылась персональная выставка члена РАИ, народного художника России Олега Савостюка. В 1947 году Олег Савостюк поступил в Суриковку на отделение живописи, но почти сразу перевелся на отделение графики как более свободолюбивое и попал в мастерскую Михаила Черемныха, одного из классиков революционного агитплаката. (Позже, в 1977-м, Савостюк запечатлеет своего учителя в компании Малютина и Маяковского на известном полотне «Художники революции», а в 1985-м нарисует его портрет-икону, клеймами которой служат ранние работы мэтра, уже ставшего академиком.)
На выставке в Российской Академии искусств юбиляр показывает все больше пейзажи импрессионистического разлива, к тому же заграничные (Париж или Неаполитанский залив), или натюрморты в духе Петра Кончаловского. Кажется, что тем самым он хочет сказать: «Устал, ушел на заслуженный отдых». Участие учениц в экспозиции — тоже показатель. Но не стоит покупаться на эту уловку. Несколько картин Савостюка (уже известных и совсем новых), повешенных на стене в торце зала, убеждают: фирменный стиль сохранен. А это совсем не пенсионный стиль.
Савостюк вроде бы ортодоксально патриархален. Его любимая тема — женский портрет, причем чаще всего в классическом жанре ню (обнаженная). Есть еще деревенские мотивы в виде фона. Вроде бы почти Кустодиев, если взяться описывать эти работы. Но их нужно смотреть. Савостюк зависает где-то между лубком и модерном, наивом и визионерством, безвкусицей и чувственностью. И знает рецепт — одна из картин называется нарочито откровенно: «Хороша моя красавица, всем на выставке понравится». В этой дьявольской смеси рождается стиль, который с трудом поддается определению, а значит, является авторским и новаторским.
Вдруг понимаешь, что это очень рационально выстроенные вещи, где есть и ирония, и лирика. Вот сидит человек в своем «Красном доме» в Толбине под Каширой (а до этого сидел в Поленове под Тарусой), изучает национальный быт, вдохновение черпает от домотканых ковриков, подносов, самоваров, деревенских див, обожает эту экзотическую фактуру. А потом переплавляет сию чудь в горниле искусства. И почти невозможно понять, как это получается и как художник-консерватор превозмог сам себя, превращаясь почти в радикала.
И тогда вспоминаются плакаты Черемныха — художника, коверкавшего действительность в угоду ревзаказу. Олег Савостюк стал, сам, может быть, не осознавая того, его лучшим учеником. Но только у Савостюка есть еще и любовь к этим «бабам, слобожанам, учащимся, слесарям». Он наблюдает за ними, боготворя. Хоть и превозмогает обожанье.
На ум пришла строфа из Пастернака, если кто не понял…
Александр ПАНОВ
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО и из архива Российской Академии искусств
газета «Культура»
№48 (7609) 6 — 12 декабря 2007г.
О художнике Олеге Савостюке
Родился в 1927 году. В 1953 году закончил Московский Государственный художественный институт им. В.И. Сурикова.
Учился у таких известных художников, как Д.Мочальский, М.Черемных, М.Родионов, Ю.Рейнер, Н.Пономарев.
Народный художник России
Действительный член Российской Академии художеств
Почетный президент АIAР (ЮНЕСКО)
Профессор МГАХИ им. В.И. Сурикова
Олег Савостюк – известный мастер изобразительного искусства Российской Федерации. Работает в различных областях живописи и графики. Художник много путешествовал. Впечатления от поездок стали основой для создания работ, которые демонстрировались на выставках во многих городах России и за рубежом.
Произведения художника хранятся:
- в Государственной Третьяковской галерее, Москва;
- в Государственном Русском Музее, Санкт-Петербург;
- в театральном музее им. Бахрушина;
- в других музеях Российской Федерации;
- в Музее современного искусства в Варшаве, Польша;
- а также в музеях и частных коллекциях США, Франции, Италии, Финляндии, Испании, Канады, Великобритании, Германии, Польши, Болгарии.